Бизнес-портрет — Profotoclub

Дмитрий Мухин февраля 16, 2011 12:00 Cтатьи

business-portrait-01-8870539

Бизнес-портрет занимает в портретной фотографии отдельное место, обладает своей ярко выраженной спецификой, и совсем не так прост в исполнении, как это может показаться неискушенному в данном жанре фотографу.

Для начала нужно сказать, что менталитет российского бизнесмена серьезно отличается от западного. Для представителя западной культуры любое действие, направленное на продвижение себя или своей компании на рынке и в общественном мнении, чрезвычайно важное мероприятие и соответственно отношение к нему весьма ответственное. В головах же наших предпринимателей не существует прямой зависимости между тем как он выглядит на фотографии, публикуемой средствами массовой информации в качестве иллюстрации к статьям о компании, или же для корпоративного сайта и финансовой отдачей, увеличением продаж, количеством привлеченных к компании заказчиков.

Однако, справедливости ради нужно сказать, что в принципе все они на фотографиях хотят выглядеть хорошо, и вот на этом главном противоречии опытный фотограф и должен сыграть, чтобы в отведенное для фотосессии минимальное время добиться максимум результата. Но попробуем рассказать об этом более подробно. Собственно для этого и задумывалась данная статья.

Разобьем интересующую нас тему на разделы и разберем каждый из них в отдельности.

Свет

Свет в фотографии, а в портрете особенно, играет основополагающую роль. Собственно портрет можно снять и без использования дополнительных источников освещения, но для этого необходимы идеальные условия освещенности в помещении где производится фотосъемка. Т.к. такие условия возникают крайне редко, то выполнять фотосъемку бизнес-портрета без дополнительного освещения нежелательно. Да и отношение портретируемого человека к вам, как к фотографу, во многом определяется тем, какое количество оборудования задействовано вами в работе. Если клиент приехал к вам в студию, или вместе с вами в арендную студию (что конечно же не одно и тоже) то вы имеете не ограниченные ничем кроме времени возможности по созданию интересного портрета. Вы можете установить любое освещение, использовать фон любого цвета и фактуры, пригласить визажиста, который внесет необходимые коррективы во внешность портретируемого. В студию клиент приедет никак не меньше чем часа на два. Все перечисленные условия способствуют нормальной работе фотографа и, как правило, дают хороший результат при условии наличия определенного опыта. (фото 1а)

Но бизнесмены народ занятой и предпочитают, чтоб фотограф производил фотосъемку на их территории, вот здесь и поджидают фотографа определенные сложности.

business-portrait-02-9141766При существующих расценках фотографы редко выезжают на фотосъемку с ассистентом, соответственно все оборудование приходится нести самому фотографу. Поэтому количество осветителей, применяемых на выезде ограничено. Имеет смысл использовать не менее двух источников, лучше конечно три, но это уже на усмотрение фотографа. В качестве отражателей идеальны зонты, они занимают мало места и дают мягкий, заливающий свет, наиболее удачный для съемки в кабинетах или в интерьере. Один осветитель используется как рисующий свет, второй можно поставить на заполнение теней, но более интересно применить его как контровой. Контровой свет создаст объем и оторвет человека от фона. Третий источник, если он есть, хорошо направить на фон создавая акцент на конкретной детали интерьера. Если вы оказываетесь в кабинете где большие и светлые окна, можно посадить клиента спиной к окну, использовать один источник освещения от камеры, максимально открыть диафрагму для размытия задника, свет от камеры делаем менее интенсивным чем задний, экспозицию же ставим по освещению лица объекта съемки, это создаст ощущение легкости и успешности. Если же по каким-то причинам сам клиент или его PR-менеджер настаивает на жестком образе, можно снять зонт и использовать осветитель без отражателя, переместив его в сторону. Более жесткая тень, возникающая при таком положении осветителя так-же будет работать на создаваемый образ. В любом случае у вас не будет много времени на эксперименты со светом, поэтому в вашем арсенале должны быть разработанные схемы освещения, это позволит быстро устанавливать свет и больше внимания уделить непосредственно съемке и общению с клиентом. В качестве фона в кабинете можно использовать либо абсолютно нейтральные фрагменты или же те вещи, которые лучше характеризуют хозяина кабинета. Если у вас есть возможность, и вы обговорили это с заказчиком, привезти и использовать в съемке фон, то вы, помимо съемки клиента в интерьере, с имитируете студийную фотографию. Возможно именно эта фотография в дальнейшем будет использоваться заказчиком как основная. Время на саму фотосъемку заказчики всегда пытаются минимизировать, ссылаясь на занятость и назначенные почему-то на это же время переговоры. Если в офисе вы должны сфотографировать несколько менеджеров, и до этого четко оговаривали график, то он обязательно сорвется. Кто-то не придет вовремя, кто-то будет не готов, а кого-то вообще не окажется в офисе и вам придется ждать, когда он приедет с объекта.

В силу всего выше сказанного не стоит назначать за свою работу цену ниже рыночной. Вы можете думать, что демпинг привлечет к вам больше заказчиков, а на самом деле он создаст у заказчика несерьезное отношение к вам, как к фотографу. Да и вынужденное ожидание клиента в офисе будет для вас более неприятным, чем если бы вы это делали за достойный гонорар.

Внешний вид

Фотосъемка для фотографа – это бизнес, и к ней стоит относиться как к бизнесу. Не для кого не секрет, что в бизнесе имеет значение не только как вы выполняете свою работу, но и как вы при этом выглядите. Если вы хотите чтобы заказчик относился к вам серьезно, не стоит приезжать на съемку в джинсиках и свитерочке, в растоптанных кроссовках, небритым или с не вымытой головой, ну а про помятое лицо и красные глаза можно и не говорить. Не советую использовать в качестве одежды фотожилет. Потенциально заказчик ощущает себя выше фотографа по социальному положению, особенно если вы еще даете ему об этом подумать своим внешним видом. Конечно я не предлагаю вам приезжать на съемку бизнес-портрета в костюме и галстуке, хотя я например в своей жизни делал это неоднократно. Элегантная, пусть и не очень дорогая одежда, нормальные, строгие джинсы или брюки, рубашка с пуловером или пиджак, чистая обувь создадут образ преуспевающего в своей профессии человека. А люди любого социального положения испытывают уважение к успешным профессионалам. Немаловажное значение имеют всевозможные аксессуары, модный сотовый телефон, приличный ноутбук, на котором вы демонстрируете заказчику портфолио или непосредственно результаты его фотосъемки. Пусть не самая топовая фотокамера, но и не модель для начинающих. Аппаратуру стоит упаковывать в фотосумки а не во что-то бесформенное, это повышает ее уровень в глазах заказчика. Все это положительно влияет на восприятие вас клиентом, и подсознательно формирует у него мысль, что ваши профессиональные услуги не могут стоить дешево.

Общение с клиентом

business-portrait-03-3826176 Большое значение для создания удачного бизнес-портрета имеет то, насколько близкий контакт вы сможете установить с заказчиком во время фотосъемки. Всем приятно быть объектом внимания профессионала. Сделайте несколько кадров и покажите их заказчику на мониторе фотокамеры, или если вы используете при съемке компьютер, на мониторе компьютера. Скажите при этом как он хорошо держится перед объективом и какие удачные получаются снимки. Чтобы снимки действительно получились удачными, изучайте клиента в момент постановки света, подмечайте наиболее выигрышные для него ракурсы. От того, насколько интересными получатся первые кадры, во многом зависит успех фотосессии. Во всяком случае в первый раз показывайте изображение клиенту только если сами считаете его удачным. Как ни странно, но в этом случае безотказно действует поговорка: ”Снимать ты можешь не уметь, но пыль в глаза пустить обязан”. Конечно не совсем буквально, но в этой фразе есть рациональное зерно, и данный принцип стоит использовать. Представляете, если нужно сфотографировать несколько человек в одном месте, а если несколько десятков человек? И если эти люди не представляют как держаться перед фотокамерой? А то, что изображения всех сфотографированных вами людей будут использованы в одном печатном издании или на одном интернет-ресурсе и, соответственно, люди должны выглядеть интересно и неодинаково. Только общение с каждым из них, внимание к мимике, жестам поможет вам раскрыть на фотографии их внутренний мир. Это конечно не совсем бизнес-портрет, но что-то очень близкое по назначению. Мне пришлось столкнуться с подобной проблемой при фотографировании актеров театра «Современник» для оформления фойе, а на фасаде театра все портреты актеров собраны в единый групповой портрет. В этом случае выручить вас могут только эмоции, не ваши эмоции, а тех людей, которых вы фотографируете. И вот на то, чтобы вытащить из них эти эмоции вы затратите такое количество энергии во время фотосъемки, что работа фотографа покажется вам не самой легкой профессией на свете.

Очень часто клиент зацикливается на каких-то придуманных или действительных у него дефектах внешности. Очень важно отвлечь его от этой проблемы. Любым способом. У меня был случай, когда я фотографировал для статьи в журнале пожилого автора. Он недавно перенес операцию по удалению глаза и все время пытался повернуться боком, чтобы скрыть дефект. Я просто сказал ему, что могу устранить эту проблему (перенести в фотошопе правый глаз налево не составляет большого труда), для клиента это была такая радость, и фотосъемка прошла на одном дыхании.

Сюжеты, которые вы используете в бизнес-портрете могут быть разнообразными и самыми неожиданными. Банальный снимок руководителя за рабочим столом, судорожно вертящего в руках дорогую авторучку, или с телефонной трубкой в руках, как ни странно воспринимается ими на ура и в принципе должен присутствовать в фотосессии. Но вы можете снять того же человека менее официально, например с чашкой кофе и ноутбуком, проходящего по коридорам офиса, или же, если это возможно, в обстановке характеризующей его профессиональную деятельность. Например инженера в промышленных помещениях, менеджера по продажам и даже генерального директора в торговых или выставочных залах.

Попросите клиента снять пиджак и сделайте неформальный снимок с предметом, который бы характеризовал этого человека. Руководителям высокого ранга можно предложить сфотографироваться с улыбкой, хотя они этого не любят. Видимо им знакомо высказывание американского миллиардера Генри Моргана, который сказал:-”Никогда не позируйте смеющимся, ибо по законам жанра, ваша фотография появится в СМИ в тот момент, когда дела у компании пойдут неважно. И ваше веселое выражение продемонстрирует всем не самое серьезное отношение вас к делу”. Конечно вы ограничены в своих возможностях пожеланиями клиента, но сделать предложение вам никто не запрещает.

business-portrait-04-6522513

Когда вы имеете дело с людьми мелочей не бывает. Будьте внимательны к их мнению, их пожеланиям и вам это принесет удачу и удовлетворение от выполненной работы.

Автор статьи: Дмитрий Мухин
Сайт автора: photodm.ru