Пианист (2002)

ПианистПересмотрев под настроение «Пианиста» великого Романа Полански, я в очередной раз в некотором роде переосмыслил его основную тему. Но для начала коротко о главном герое. ладислав Шпильман – польский еврей, известный пианист и композитор, чудом переживший оккупацию времён Второй мировой. Он представляется неким центром произведения. Частично мы видим события, разворачивающиеся непосредственно вокруг Шпильмана, частично – его взгляд на проходящую мимо историю.

Честно говоря, я не ожидал, что Полански, специализирующийся на триллерах и ужасах, снимет кино, которое посрамит даже лучшие фильмы биографии Америки и Европы. Не в последнюю очередь это получилось благодаря немалому опыту режиссера, а также очень интересному историческому периоду и символической личности самого Шпильмана.

Как я уже сказал, пианист чудом пережил оккупацию. И если уж речь зашла о чудесах, то их в фильме видится несколько. Поначалу я думал, что чудо – это сама сохранность искусства во время любых напастей. Героя оберегают как некий огонек, который не должен погаснуть. Вокруг умирают люди, вокруг творится ужас наяву, вокруг попраны все идеалы, но огонек продолжает тлеть и возгорается вновь. И Шпильман мне представлялся как олицетворение выжившего в сердцах людей искусства, красоты души, человечности и высшей цели.

Можно, конечно, относиться к Шпильману как к образу неких одаренных людей, которые, в отличие от простых рабочих, в своей обычной жизни могут себе позволить шикарную одежду и самые изысканные лакомства и деликатесы. Можно относиться к нему, как к человеку, в котором война «злым чудом» пробудила сострадание и сопереживание. Но на мой взгляд фильм посвящен именно испытаниям, а не перерождению.

Так что для меня чудесным видится именно подвиг Шпильмана по отношению к самому себе. Многие люди, даже не будучи в таких ужасных условиях, теряют веру в себя и забывают о своих стремлениях. Наверное, полуживому пианисту больше всего тогда хотелось есть. Но он также хотел жить, он хотел играть. И именно эта жажда делать то, что он может лучше всего, жажда поделиться талантом с другими людьми поддерживала пианиста изнутри.

И даже если я обманываюсь и фильм изначально был вообще не об этом, многого стоит сама его способность пробуждать столь разные взгляды и каждый раз приводить к другому заключению, другому мнению при столь, казалось бы, однозначных событиях в кадре. «Пианист» – это классная, неоднозначная, но всё же (хочется верить) очень оптимистичная история.

Понравилась статья? Подпишись на рассылку!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *