Посредник

ПосредникФильм, обозначаемый в каталогах, как экранизация повести А. Мирера «Главный полдень», вышел на сломе эпох, в 1990 году, и впоследствии был оценен критиками и зрителями как некое мрачное (или, наоборот, светлое, кому как) предзнаменование, ведь многие усмотрели в нем намек на тогдашнюю политическую ситуацию в стране. Однако все это было позже, а тогда большую часть населения волновали куда более значительные проблемы мирового и бытового масштаба, и сложный, длинный (3 часовые серии) и эстетически совершенный фильм прошел малозамеченным.

Однако больше всего возмутились поклонники творчества Мирера – примерно так же, как были до глубины души задеты любители Стругацких выходом на экраны «Сталкера». И действительно, экранизациями оба фильма можно назвать лишь с большой натяжкой, хотя «Посредник» все же сюжетно намного ближе к своему первоисточнику, чем «Сталкер» – к «Пикнику на обочине». Однако стилистика фильма, в отличие от того, что современный зритель привык скачивать с торрентов или смотреть онлайн, заставляет скорее вспомнить о Тарковском и Феллини, чем о положенной в основу книге.

Сюжет фильма довольно прост – инопланетное вторжение, сопровождающееся захватом пришельцами тел землян. Неподконтрольными остаются только гении, дети и безумцы.

Впрочем, гениев в фильме нет, даже один из главных героев, талантливый инженер Замятин, не может устоять перед «посредником» – устройством, с помощью которого разум пришельца попадает в тело землянина, а безумец всего один, зато вот дети, а также подростки до 16 лет, вынуждены принять на себя всю тяжесть борьбы за противостояние. Все это происходит без спецэффектов и стрельбы из бластеров, а в финале, разумеется – победа землян. События разворачиваются в маленьком российском научном городке Тугарино, где расположена обсерватория с мощным телескопом, который и хотят захватить инопланетяне…

Чтобы сделать из такого линейного сюжета настоящее произведение искусства, режиссеру нужно обладать незаурядным дарованием. И судя по результату, Владимир Потапов с этой задачей справился блестяще. Из фантастического боевика выросла тщательно выстроенная, глубокая, проникновенная психологическая драма, каждый кадр которой буквально звенит от внутреннего напряжения – даже тогда, когда на экране, казалось бы, не происходит ничего сюжетно значимого (как, например, в интерлюдиях с городским сумасшедшим).

Общая стилистика фильма, конечно, напоминает Тарковского, в некоторых эпизодах есть прямые отсылки к «Сталкеру», а сцена у плотины – и к «Зеркалу», когда жена инженера Замятина (ее роль блестяще исполнила Инара Слуцка, великолепная актриса, которой не повезло с эпохой) идет через колышущееся под ветром поле.

Заслуга в этом принадлежит не только режиссеру, но и оператору Ильшату Шугаеву, которому удалось не просто снять на пленку замысел режиссера, но сделать это поистине гениально. В фильме нет ни одного лишнего кадра! Даже если кадр не несет сюжетной нагрузки, он является обязательным для полного и правильного эстетического восприятия картины.

Очень много внимания уделяется фактуре – кирпичная стена, трава под ветром, мокрый асфальт, и деталям, таким как йо-йо в руках у городского сумасшедшего и безупречно белым изоляторам на столбах ЛЭП, даже мелодраматичный пистолет поперек букета роз на сиденье автомобиля Замятина не выбивается из общего визуального ряда.

Не лишним будет упомянуть, что фильм снят в сепии, а это само по себе довольно нестандартное решение. Кстати, Потапов с Шугаевым сняли еще одну картину – «Обаяние дьявола», более филигранную, но и намного более тяжелую и страшную.

Кульминационные кадры – прощание инженера с женой: две ладони, прижатые к стеклу машины с разных сторон, сцена в тире, когда сын становится свидетелем невольного предательства матери, выброшенный из грузовика на мокрую дорогу хлеб, запрокинутое лицо Сережи, главного героя, стреляющего по трансформаторам и сознательно идущего на самопожертвование, наконец, забитый покорными людьми двор обсерватории – впечатываются в память намертво.

Молодым операторам следует смотреть этот фильм с осторожностью – можно вдруг осознать, что ничего даже близкого к этому шедевру операторского искусства снять им, скорее всего, никогда не удастся…

Понравилась статья? Подпишись на рассылку!

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *