Птицы (2001)

ПтицыСреди прочих документальных кинолент, посвящённых пернатой братии, картина «Птицы» от маститого режиссера Жака Перрена и примкнувших к нему Жака Клюзо и Мишеля Деба, отличается акцентом на длительных перелётах и сезонной миграции. Ранее об этом рассказывали лишь схематически, ведь перелёты птиц очень сложно запечатлеть с воздуха. Но французы преодолевают эти сложности и тем самым создают нечто впечатляющее и знаковое для документалистики.

Качественно новый подход к воздушной съёмке, каким-то волшебным образом передающий захватывающее ощущение полёта, по праву вводит «Птиц» в лучшие документальные фильмы всех времён – в ходе просмотра чувствуешь себя именно парящим, а не выглядывающим из неуклюже летающей железной консервной банки с пропеллером. То есть ощущаешь себя именно птицей, а не человеком.

Это неописуемый бесценный опыт или, я даже скажу точнее, удовольствие. Хорошее документальное кино всегда радует глаз, но «Птицы» делают больше – они радуют душу. По части реализации фильм можно назвать фантастическим, так что тем более неожиданно было узнать, что он полностью состоит из «живых» кадров, никаких чудес современной компьютерной графики авторам не потребовалось.

Также удивительно, с какой лёгкостью в рассказ о птицах вплетаются и более глобальные, человеческие вопросы. Восхищаясь силой и независимостью, первозданной свободой кочевого птичьего народа, рассказчик будто бы невольно наталкивает нас на проведение параллелей с нашим закрытым миром с его заботами и границами, где редко даже доставка из Китая, грузы, грузоперевозки, карго обходятся без малейших проблем.

Но глупость человеческая создаёт проблемы не только людям. Пролетая тысячи километров с птичьими стаями, обнаруживаешь построенные на местах их обитания заводы с ядовитыми выбросами, увязаешь в разлитой нефти и попадаешь под обстрел охотников. Однако переживание этих страданий, приходящее иногда на смену увлекательному полёту, я записываю в однозначный плюс фильму. Об этом также рассказывать важно и нужно.

В итоге хочу сказать, что «Птицы» всё-таки чуть больше, чем документальное кино, ведь обострение впечатлений и чувств ради передачи какой-либо идеи – приём более свойственный художественному кинематографу. Но если подумать, то мало какой художественный фильм может похвастаться столь проникновенным и впечатляющим, столь честным и не приукрашенным повествованием.

Понравилась статья? Подпишись на рассылку!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *