Пыль

ПыльЛюблю я артхаус, ну куда от этого деваться. Когда книга, картина, фильм способен напрочь «вынести мозг». Когда в каждом отдельном произведении предстает панорама мира, рассматриваемая под определенным углом зрения, а то и через очки с цветными стеклами – розовыми, или же, наоборот, черными. Вот именно такое впечатление оставляет кинокартина Сергея Лобана «Пыль».

Фильм изначально не прост для восприятия. Почти четыре года он пылился («Пыль» же) на полке, пока, наконец-то, увидел свет, и сразу же обрел признание кинокритиков из разных стран.

Данная экзистенциальная драма повествует о перипетиях судьбы робкого и излишне упитанного парня Леши, ставшего жертвой научного эксперимента. Образы не только главного героя, но и вообще всех персонажей фильма являются обобщенно-собирательными и символическими, поступкам и убеждениям которых свойственны эгоизм и бестолковость.

Драматическое развитие сюжета обеспечивается тщетными попытками Леши найти свое место в обществе равнодушно-недальновидных людей. В этом же проявляется и панорамное изображение человеческих типов и характеров, но ни один из встреченных Лешей людей так и не смог ему ничем помочь.

Одна из главных черт фильма – превосходно переданная атмосфера. Съемка с рук и, как следствие, «качающаяся» камера тонко передает ощущение ушедшей из-под ног земли, отсутствия внутреннего стержня большинства персонажей. Картинка, выдержанная в темных тонах, также оказывает гнетущее действие.

Творческой находкой стало исполнение песни «Перемен» на языке глухонемых, символизирующее ограниченность человеческих сил в достижении идеала – победы над своими недостатками, своей слабостью, своей ничтожностью. Такое кино постмодерново и по идейной задумке, и по средствам ее реализации.

Суть «Пыли» раскрывается в финальном монологе врача Дмитрия Пушкаря (его играет обожаемый мной еще со времен незабвенного «Острова» Петр Мамонов): всё – люди, идеи, ценности априорно абсурдно, и в этом мире счастье – прерогатива идиотов.

Впрочем, слова доктора не переубеждают главного героя, который под конец фильма окончательно сходит с ума и совершает весьма своеобразное самоубийство, которое стало для него выходом из тупиковой ситуации.

Очевидно, что такое кино не для всех. Однако ценители артхауса, особенно русского, непременно проведут не один час «за чашкой чая», истолковывая посыл тех или иных персонажей и ситуаций.

Понравилась статья? Подпишись на рассылку!

 

 

Понятное дело, что знаменитых актеров и даже знаменитых фотографов в этом фильме вы не встретите. Но на то он и артхаус, чтобы продвигать в массы нестандартное видение и не совсем приемлемое поведение и даже мышление. Без такого кино наша жизнь была бы, наверное, намного беднее. Эмоционально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *