В этой статье мы расскажем о самых популярных и, как следствие, наиболее часто применяемых светоформирующих насадках для источников импульсного света.
Популярность их обусловлена двумя основными факторами, первый это невысокая цена и второе — многофункциональность. Вот о многофункциональности популярных насадок мы и поговорим в этой статье.
Все вы знаете, что существует мягкий и жесткий свет. Но многие забывают, что мягкость света напрямую зависит от площади светоформирующей насадки и обратно пропорциональна расстоянию до объекта. Например, на большом расстоянии от объекта съемки даже самый огромный софтбокс станет жестким источником света, так как относительно объекта превратится в точечный источник света.
Это основное правило которое нужно всегда иметь в виду при выборе той или иной насадки.
В нашем случае все тестовые картинки сняты с расстоянием от источника света до предмета в 1,2 метра.
Зонт
Зонты дают мягкий ровный свет, при этом свет можно фокусировать и расфокусировать с помощью изменения расстояния от поверхности зонта до лампы светильника.
Зонт на отражение. Отражающие зонты дают более мягкий свет, чем просветные.
Существуют несколько типов зонтов: отражающие, просветные и универсальные (отражающая поверхность которых закрыта темной материей, а для съемки на просвет материя снимается).
У зонта могут быть различные отражающие поверхности: белые, серебряные и золотистые.
Основное применение зонта — создание мягкого и ровного освещения на большом пространстве. Например, при съемке групп людей или моделей в интерьере.
Чаще всего зонт используют в качестве заполняющего света, но если нужно создать мягкий световой рисунок, то зонт может обеспечить и рисующий свет.
Софтбокс
Софтбокс самая популярная световая насадка, он дает мягкий и в то же время направленный свет на большой протяженности.
Чем более качественный софтбокс, тем более равномерный свет он выдает (минимальная разница в интенсивности света от центра софтбокса к его краям).
Софтбоксы делятся на три типа: стрипбокс (узкие), софтбокс (прямоугольники и квадраты) и октобокс (восьмигранник).
В настоящее время становится популярным дополнение софтбокса сотовой насадкой, которая позволяет создать более направленный и в то же время мягкий свет.
Компания Profoto выпускает большой ассортимент масок на софтбоксы, маски дают возможность менять конфигурацию бокса. То есть один и тот же софтбокс имеет ещё более широкое применение.
Также существуют небольшие жёсткие софтбоксы размером 20х30 см где рассеивателем является матовое стекло, а корпус сделан из алюминия, такие боксы дают самый ровный свет. Чаще всего используются для макросъемки и съемки ювелирных изделий.
Стандартный рефлектор
Фотографы часто работающие на выезде любят стандартный рефлектор за его универсальность и компактность.
Зум-рефлектор дает жесткий свет. Профессионалы часто используют его с сотовыми насадками, которые создают световое пятно, яркое в центре и с градиентом на краях. При использовании сотовой насадки в 5 градусов, можно создать яркое пятно очень маленького размера. Ещё существуют соты 10 и 20 градусов.
Стандартный рефлектор с сотами 20 градусов
Стандартный рефлектор с сотами 10 градусов
Так же на стандартный рефлектор легко навешиваются шторки и держатели для цветных фильтров. Тёплые и одновременно холодные фильтры на источники света создают не с чем не сравнимое настроение в кадре.
Стандартный зум-рефлектор Profoto ещё более универсален, так как при зумировании способен изменять угол освещения от 35 до 105 градусов.
14-дюймовые рефлекторы
Наиболее универсальным 14 — дюймовым рефлектором в линейке Profoto является Магнум. С этим рефлектором можно снять практически любую картинку.
Магнум идеален для использования в качестве рисующего и контрового света. Он обеспечивает необходимый контраст в изображении и уникальную прорисовку кожи и фактуры предметов.
Магнум с сотами 10 градусов
При этом Магнум обеспечивает вдвое больший световой поток, при той же мощности прибора (то есть +1 диафрагма) по сравнению со стандартным рефлектором. Необходимость такой повышенной мощности очень пригодится при съёмке с портативными источниками света, когда небольшая мощностью прибора противостоит солнечному свету.
Идеален для использования в качестве рисующего и контрового света. Он обеспечивает часто необходимый контраст в изображении и высокую прорисовку фактуры (кожи и предметов). Однако при использовании Магнума совместно с рассеивателем можно создать заполняющий свет.
Магнум можно оснастить сотовой насадкой и благодаря своему большому размеру (14 дюймов) рефлектор дает интересный рисунок, такой же жесткий, но при этом с интересным градиентом.
Линза Френеля
Принцип работы этого прибора пришел к нам из мира морской романтики, где с незапамятных времен использовался в конструкции маяка для создания узкого, направленного и мощного луча света.
Лучи от точечного источника, помещённого в фокусе линзы, после преломления выходят практически параллельным пучком.
Студийная линза Френеля комплектуется диафрагмой, с помощью которой фотограф может легко менять диаметр светового пучка.
Линза Френеля создаёт в фотографии эффект театральной постановки света, иногда говорят — голливудский свет.
Подробнее о линзе Френеля можно прочитать здесь
Мы надеемся, что наш обзор поможет вам сориентироваться в многообразии всевозможных приспособлений для моделирования света в фотографии.
На сегодняшний момент готовится к публикации статья о рефлекторах и насадках, применяемых в портретной фотографии.
А так же готовится к публикации статья об узкоспециализированных насадках, которые применяются для создания нестандартных световых эффектов. И в этих случаях они незаменимы.
Статья подготовлена на основе методических материалов “Школы фотографии Profoto” Москва.