Игорь Скрынников марта 25, 2011 11:47 Cтатьи
Стробизм — это фотографическая техника с использованием компактных внешних фотовспышек (чаще всего портативных накамерных), популярная как у любителей фотографии, так и в профессиональной среде.
В этой статье я расскажу про работу с портативным светом.
Первое с чего начинается стробизм – это вспышки. Статью про выбор вспышки вы можете прочитать на fototips.
Выбор вспышки
Сейчас производством вспышек, помимо основных компаний занимаются многие фирмы. В России ассортимент не такой, как в странах развитого капитализма, и как правило выбор стоит между Nikon, Canon, Sigma и Metz.
Если говорить о портативных вспышках, на мой взгляд, самые лучшие, из перечисленных – вспышки компании Nikon. А конкретно – модели SB-700 и SB-900. Это не вопрос вкуса, Nikon делает самые удобные вспышки, это факт. Подробнее о выборе вспышки читайте fototips.
Плюсы вспышек Nikon:
- Работа в системе Nikon Creative Lighting System (только с камерами Nikon)
- Режим SU-4 (встроеная световая ловушка запускает вспышку с указанной мощностью, когда видит импульс любой дрйгой вспышки)
- За счет световой ловушки – может использоваться с любой камерой
У Canon и Sony есть свои аналоги CLS, они идентичны по своим основным характеристикам.
Как запускаются вспышки
Если вспышка установлена на башмак камеры, её запускает камера. Если вспышка стоит
отдельно можно использовать один из двух вариантов.
Световая ловушка
На всех вспышках (за исключением самых-самых бюджетных) установлены световые ловушки. Сингал для запуска передается в импульсе, которые передает ведущая вспышка (в этой роли может использоваться установленная на камере вспышка или встроенная) либо ИК-передатчик (который так же может управлять групами вспышек.
Световая ловушка достаточно чувствительная и работает даже при прямом солнечном свете. Через световую ловушку вспышка получает сигнал не только о моменте испульса, но и о необходимой мощности.
Плюсы световой ловушки. — Возможность управлять мощностью внешних вспышек вручную или автоматически.
— Работа с любой выдержкой, включая 1/8000
Минусы световой ловушки — На неё всегда должен быть направлен импульс ведущей вспышки. Вариант отраженного света не всегда срабатывает. — Малый радиус работы в открытых пространствах.
— Встроеная вспышка не даст сделать длинную серию кадров.
Радиосинхронизатор
Радиосинхронизатор – это комплект из приемника и передатчика. Установленный на камере передатчик дает сигнал по радиоканалу и приемник запускает вспышку. Среди радиосинхронизаторов есть Pocket Wizard, Elinchrom и дешевый cactus.
Плюсы радиосинхронизации — Большие расстояния по сравнению со световой ловушкой и возможность запустить вспышку, до которой не дойдет световой импульс.
— Передатчик почти невесом.
Минусы радиосинхронизации — Длина выдержки не может быть короче 1/250. — Отсутствие возможности изменить мощность вспышки.
— Дороговизна – для каждой вспышки придется покупать приемник.
Тут стоит упомянуть, что Pocket Wizard выпускают радиосинхронизаторы работающие с системой TTL, которые как раз лишены минусов мощности и выдержки.
Мне удобнее работать со световой ловушкой, так как это дает возможность удаленно контролировать мощность в ручном или автоматическом режиме. Но всегда ношу в запасе пару радиосинхронизаторов.
Подробнее о разнообразных способах синхронизации я напишу в отдельной статье.
Светоформирующие насадки
Вы выбрали вспышку и способ синхронизации, а дальше нам нужно разобраться с светоформирующими насадками.
Дело в том, что вспышка это точечный источник света. А чем меньше площадь источника, тем более жесткие тени мы получаем. Таким образом вспышка дает самый жесткий свет. Для смягчения которого, нам и понадобятся светоформирующие насадки. Выбор насадок для вспышек достаточно богаты. Давайте рассмотрим самые популярные.
Колпаки
Идущие в комплекте со вспышками молочно-белые колпаки хорошо рассеивают свет. Они помогают избавиться от режущих глаз жестких теней. Но это лишь полумера, целиком рассчитывать на эту насадку не стоит.
Отражатели
Отражатель работает просто на отражение света от вспышки. Если у вас отражатель не из жесткого пластика, а например из ткани, он может быть скручен в тубус, таким образом ограничивая поток света и направляя его в нужную точку. Тубус можно использовать, для контровой вспышки, чтобы паразитный свет не попадал в камеру.
Отражатель как правило используется при съемке репортажа, для смягчения теней.
Зонты
Зонт второй по популярности аксессуар для вспышек, после рассеивателя. Зонт дает большую эффективную площадь света, обеспечивает очень мягкие тени. Если зонт частично закрыть (или близко придвинуть к вспышке), вы сделаете свет более направленным и жестким.
Работа с зонтом требует больше времени, поэтому зонт подходит для постановочной съемки и бюджетной выездной студии.
Софтбоксы
В отличии от зонтов, сотбоксы не так сильно теряют мощность, дело в том, что снимая в зонт, часть света уходит в стороны от зонта. Софтбокс без потерь рассеивает свет и делает его более направленным.
Лайтсфера (банка фонга)
Насадка придуманная фотографом Гари Фонгом, за счет своей конструкции дает еще большее рассеивание света и позволяет направлять вспышку как на объект съемки так и в сторону, освещая объект не прямым светом.
В любом случае так называемая “банка фонга” это продвинутый вариант колпака.
Соты
Соты позволяют сузить световой поток и сконцентрировать его в нужной точке.
Как установить вспышку
Для установки вспышки используют небольшие штативы с переходниками под вспышку. Я советую такой набор:
Штатив manfrotto 5001B – они очень компактные и легкие.
Для установки вспышки на штатив вам понадобится переходник – manfrotto (вспышка крепится через платформу) или poiskfoto (есть башмак). Кроме самого крепления вспышки они позволяют использовать зонт.
Не помешает и такая прищепка на неё через переходник можно повесить вспышку. Это может понадобится там, где нет возможности поставить штатив.
Работа со вспышкой при естественном освещении.
Для понимания следующего материала, вам нужно четко понимать основы экспозиции.
Чтобы не запутать вас, я буду рассказывать о применении вспышки в ручном режиме, то есть, без помощи системы TTL.
Основная проблема в такой съемке – установка экспопары и мощности вспышки. Первое что нужно сделать, это установить экспозицию фона. Скажем это будет 1/200 и f/5.6, после этого мы в этот кадр ставим модель. Если она стоит в тени, то модель будет не досвечена, а фон правильно экспонирован.
И здесь мы включаем в работу вспышку. Мощность можно подобрать сделав несколько тестовых кадров. И получаем картинку с ярко и четко освещенной моделью и правильно экспонированным фоном.
Кадр готов, но его можно улучшить. Чтобы картинка не была такой ровной по свету, можно сделать выдержку более короткой, скажем 1/400, это не повлияет на освещение модели, а вот фон сделает темнее, что лишний раз выделит модель. И получаем подобную картинку.
Все вопросы по работе со вспышкой вы можете задать здесь или на нашей странице на facebook.
Автор статьи: Игорь Скрынников.